Axis News / Южная Сербия или албанский «поиск мотива» :: Версия для печати
»Политика / Южная Сербия или албанский «поиск мотива»
»
  http://axisglobe-ru.com/page.php?id=125

Автор: , Отправлено: 2010-04-23 19:40.
Причин существует не мало: они – албанцы, и составляют здесь большинство; Сербия умышленно оставила их регион отсталым и бедным; их история и судьба должна быть связана с судьбой Косово; они имеют право взять собственную судьбу в свои руки. Ясно одно: они хотят «особого статуса» в рамках Сербии, и именно для этого они нуждаются в особом «мотиве». Албанские политики Южной Сербии предпринимают попытки превратить вопрос Косово в более обширный албанский вопрос на Балканах…

Выбор времени

Карта южной Сербии


Те, кто знаком с творчеством Шекспира, знают, как тяжело анализировать образ Яго, замечательного негодяя из «Отелло». Загадочным вопросом о Яго является вопрос «почему». Известный исследователь Шекспира Сэмюэл Тейлор Колридж, говоря о Яго, использует выражение «поиск мотива». Похоже, что даже сам Яго не знает своего главного мотива, и многочисленными монологами пытается оправдать содеянное. Похоже, что современные албанские политики Южной Сербии (три города - Прешево, Буяновач и Медведя) также находятся в подобном процессе «поиска мотива». Они хотят, чтобы им был гарантирован «особый статус» в рамках Сербии, и для этой цели они нуждаются в убедительном мотиве, чтобы международное сообщество могло выступить на их стороне так же, как они в прошлом выступали на стороне Косово.
Однако международное сообщество предпочитает рассматривать случай Косово как sui generis ("единственный в своем роде"). Как известно, Вашингтон убедил Москву не сопротивляться независимости Косово, дав гарантию, что это не послужит примером для Чечни или других. Западные державы не желают дальнейшего этнически обоснованного деления на Балканах. Однако албанцы из долины Прешево продолжают глядеть по другую сторону гор, в Косово, где они видят перспективу независимого албанского государства. И это является большой надеждой для албанцев Южной Сербии, которые никогда не были по-настоящему довольны своим положением, будучи лишь меньшинством в государстве славянского большинства.

Рагми Мустафа

Платформа, принятая 14 января членами совета из Приштины, Буяновача и Медведя,

Рагми Мустафа
«уважая волю граждан, определив
долину Прешево конституционным и территориальным регионом», требует «особого статуса», что определенно выходит за рамки общепринятой автономии. Согласно этой платформе, долина Прешево должна иметь особые отношения с Косово, включая возможность присоединения к нему.
Так как переговоры об окончательном статусе Косово продолжаются, перед албанскими политиками Сербии открывается прекрасный шанс. Исполняющий обязанности мэра долины Прешево и председатель Демократической партии Албании Рагми Мустафа заявил: «После Рамбуйе разговор должен был заиметь албано-сербский характер, так как албанской вопрос касается всей территории бывшей Югославии. Начиная с 1999 года, должны были обсуждаться проблемы албанцев, проживающих в Черногории, долине Прешево и Македонии.» В свою очередь, Риза Халими, умеренный председатель самой влиятельной албанской партии Южной Сербии - Партии демократического действия (PDD), заверил международное сообщество, что требование принять участие в переговорах по статусу Косово не является требованием объединения трех вышеназванных муниципалитетов с Косово. Однако с момента появления Национальной армии Албании в 2001 году, политическая сцена Южной Албании стала более радикальной. В итоге, местные партии стали более националистическими. Такие политики, как Риза Халими, который выступает за сотрудничество с Сербией и за умеренный курс, уже не популярны.

Риза Халими

В ноябре 2005 года Рагми Мустафа попытался сместить Ризу Халими, являвшегося мэром Прешево с 1992 года. Так же, как и Мустафа, председатель Демократического союза долины Прешево Скендер Дестани и председатель Партии демократического прогресса Орхан Реджепи указали, что Халими является преградой на пути к их заветной цели - объединению с Косово трех указанных муниципалитетов Сербии, в юрисдикции которых находится многочисленное албанское население. Поэтому, сегодня заявление Халими не пользуется большой поддержкой среди албанских политиков Южной Сербии. В этом месяце тысячи албанцев собрались в Буяноваче и Прешево, чтобы продемонстрировать свое негодование по поводу действий сербских властей. Раздавались выкрики типа «Долина Прешево – это Косово». По слухам, албанцы Южной Сербии надеются на обмен территории между северной частью Косово и Южной Сербией. Северная Сербия, фактически будучи анклавом в Сербии,

Скендер Дестани

является одним из яблок раздора между Белградом и

Скендер Дестани
Приштиной. Несмотря на то, что все
вовлеченные стороны отвергают подобные слухи, само по себе наличие этих слухов является весьма любопытным. Это рискованное введение в заблуждение. Приштина действует осторожно, чтобы не раскрыть свою позицию относительно выдвинутого долиной Прешево требования об участии в переговорах. Это требование, не получившее одобрения международного сообщества, может нанести вред делу Косово. Даже Хашим Тачи, бывший лидер Армии освобождения Косово (UCK), а ныне - председатель Демократической партии Косово, подчеркнул, что их целью является независимое Косово, а не «Великая Албания» или «Великое Косово». Поведет ли новый премьер-министр Косово Агим Чеку себя по-другому? Вряд ли. Политики Косово будут избегать занятия радикальной позиции, чтобы получить то, к чему они всегда стремились: полную независимость. Однако возможно, что политики Косово держат эту карту в качестве козырной на переговорах с сербами. Если Белград настаивает на разделе Косово, Приштина не будет медлить с требованием статуса для албанцев, проживающих в долине Прешево. Получит ли образование такой прямой связи между сербами Косово и албанцами Южной Сербии благословление западных держав, которые любой ценой намерены закрыть вопрос о Косово к концу 2006 года, это еще один интересный вопрос. Тем более, что уже имеет место сильное давление со стороны Белграда. Сигналы, поступающие от политиков Приштины и Прешево, станут последним толчком для Сербии: «Наши требования будут более радикальными, если только Косово будет разделено». Как видно, долина Прешево оказывает, если не физическое, то моральное давление на ход переговоров между Белградом и Приштиной.

Искусственно созданная проблема

Албанцы Южной Сербии, с культурной и экономической точек зрения, идентичны с албанцами Косово. До 1946 года, когда было принято решение югославского правительства об отделении этих трех самоуправлений от Косово и подчинении их под прямую юрисдикцию Республики Сербия, Южная Сербия являлась составной частью Косово. С началом беспорядков в Косово в 90-е годы албанцы Южной Сербии провели неофициальный референдум, на котором они единогласно проголосовали за воссоединение долины Прешево с Косово. В 2000 году, с террористических атак Освободительной армии

Нашивка UCPMB

Прешево-Медведя-Буяновача (UCPMB),

Нашивка UCPMB
беспорядки начались на сей раз в Южной Сербии. С марта по май 2001 года, в
результате энергичных дипломатических усилий, возглавляемых НАТО и США, международному сообществу удалось достичь мирного соглашения между албанцами и сербами, что привело к расформированию UCPMB (Концульское соглашение) и к известному плану Човича. План Човича предусматривал улучшение экономической, социальной и политической ситуации в регионе. Прошло пять лет с момента разработки этого плана, а этот регион, уровень безработицы в котором составляет 33 процента, все еще остается одним из беднейших в Сербии. Прешево является наименее развитым самоуправлением, где общий валовой доход на душу населения в шесть раз меньше среднего показателя по Сербии. Многие албанцы уверены, что Сербия намеренно приговаривает этот регион к хронической нищете.
В то же время, правительство Сербии в этом году уже вложило 300 миллионов динаров (примерно 3,5 миллионов евро) в три южные сербские самоуправления, а капиталовложения за последние четыре года достигли 3,435 миллиардов динаров (около 40 миллионов евро). Дополнительно 1,55 миллиарда динаров (18 миллионов евро) прибыло в виде зарубежных стипендий и пожертвований, что составляет в целом более 5 миллиардов динаров (60 миллионов евро). В то же время, известно, что большая часть этих средств уходит на инфраструктуру, оставляя мало прямых инвестиций в экономику. Капиталовложения не привели к созданию новых рабочих мест в Южной Сербии. И хотя приватизация играет ключевую роль в экономической политике Сербии, до сих пор не приватизировано ни одно местное государственное предприятие. Таковы факты, но они не дают однозначного ответа на вопрос, целенаправленно ли Сербия медлит с процессом приватизации.
Фактом является и то, что албанцы с юга Косово также сталкиваются с серьезными проблемами. В то же время, их нынешнее положение определенно нельзя сравнивать с ситуацией в Косово в 90-е годы. Сербия больше не является Сербией Слободана Милошевича. Наоборот, Сербия сегодня, как никогда, хочет быть частью Европы. И если в свое время в Косово шла открытая война, теперь общая неудовлетворенность имеет место лишь в Южной Сербии. Чтобы повторить здесь косовскую модель, для международного сообщества этого не достаточно.
По словам официальных представителей ЕС, албанская молодежь предпочитает оставаться в Сербии, которая станет членом ЕС, и пользоваться визами в будущем. Согласно тем же официальным лицам, только пожилые албанцы желают аннексии долины Прешево в состав Косово. В конечном счете, поскольку они уже преобладают в городском совете, этнические албанцы не заинтересованы в дальнейшем разделе ресурсов и без того обнищалой общины. И последнее: албанцы Южной Сербии, которые в целом не поддерживали UCPMB (в отличие от косовских албанцев, поддерживавших UCK) вряд ли одобрят применение насилия для решения своих проблем.
Международное сообщество неоднократно подчеркивало, что на переговорах по Косово будет рассматриваться исключительно вопрос Косово. Проблемами Южной Сербии, возможно, займутся в рамках процесса демократизации и децентрализации внутри Сербии.
Если эти требования в Сербии соответствуют тем требованиям, которые предъявляются также в Македонии и Черногории, это, безусловно, предотвратит дальнейшие возможные конфликты на этнической почве. Таким образом, складывается впечатление, что международное сообщество не позволит вопросу о Косово переродиться в более обширный албанский вопрос на Балканах. Однако предстоящие местные выборы в Южной Сербии и малая вероятность переговоров по Косово могут составить некоторые неприятные неожиданности для Сербии. «Обстановка на юге Сербии драматична, и я боюсь, что серьезные происшествия могут повлиять на ситуацию в сфере безопасности,» - заявил Риза Халими ранее в этом месяце. Срок проведения местных выборов в муниципальные советы Прешево, Буяновача и Медведя пока еще не определен. Согласно закону они должны состояться в июле. Таким образом, это лето станет поворотным пунктом для Сербии и всего международного сообщества. Оно покажет, разделяют ли албанские избиратели радикальные взгляды своих политиков.