Axis News / 100 дней Казимежа Марцинкевича: Победа европрагматизма :: Версия для печати
»Персоналии / 100 дней Казимежа Марцинкевича: Победа европрагматизма
»
  http://axisglobe-ru.com/page.php?id=7

Автор: , Отправлено: 2010-04-23 18:31.
8-го февраля 2006 г. исполнилось ровно сто дней с момента назначения Казимежа Марцинкевича на пост премьер-министра Польской республики. Его внешнеполитический курс оказался приятной неожиданностью для партнеров по Европейскому Союзу...

Практически все без исключения европейские дипломаты, знакомые автора этих строк, заявляют сегодня об испытанном ими чувстве приятного удивления от внешней политики нового польского премьера Казимежа Марцинкевича. По их словам, осенью прошлого года первичное впечатление европейских дипломатических кругов от него самого, и от возглавляемого им право-консервативного правительства, было крайне отрицательным. Пессимистическое настроение дипломатов передалось тогда и европейской прессе. Так, например, германская газета Berliner Zeitung не скупилась на выражения, когда называла правительство Марцинкевича сборищем популистов, националистов и католических фундаменталистов, склонных к изоляционизму и не способных реально оценивать своих финансовых возможностей. Впрочем, у подобного восприятия были достаточные основания. Чего стоили хотя бы скандальные высказывания нового министра финансов Терезы Любински о намерении затормозить рост иностранных сетей супермаркетов, а также о том, что введение евро вовсе не является приоритетом для Польши.
Сегодня, по прошествии всего 100 дней пребывания Марцинкевича у власти, отношение к нему со стороны европейских дипломатических кругов, а с ними и прессы, изменилось в лучшую сторону. Вот уже больше месяца как госпожа Любински пребывает не у дел, а ее место на посту главы польского Минфина заняла хорошо известная в Европе профессор Зита Гиловска, сторонница либеральных экономических реформ. Не менее успешным шагом, с точки зрения улучшения имиджа правительства в глазах партнеров по ЕС, стало назначение на пост министра иностранных дел Стефана Меллера, профессионального историка, дипломата с более чем десятилетним стажем, бывшего посла Польши во Франции и России. Именно благодаря этим людям, а также самому Марцинкевичу, европейцы убедились в том, что пришедшая к власти в Польше новая команда вовсе не является противницей идеи европейской интеграции. В ее лексиконе даже присутствует слово "proeuropejskosc", означающее поддержку идеи евроинтеграции. Да, эта команда более строптива, нежели ее предшественники из левой SLD. Однако строптивость ее, основанная на здоровом прагматизме, не выходит за рамки легитимного поведения здраво мыслящих политиков. А потому она уже не страшна и не вызывает отторжения. В этой связи европейская пресса, еще три месяца назад резко критиковавшая польское правительство, теперь часто цитирует высказывание Марцинкевича: "Мы должны найти свое место в ЕС!".
Наиболее значительными событиями европейского масштаба, определившими нынешнее отношение Брюсселя к полякам, стало принятие в декабре 2005 г. бюджета ЕС на 2007-2013 гг., а также продление действия существующего договора ЕС о налоге на добавочную стоимость в международной торговле (VAT) в январе 2006 г. Состоявшиеся в штаб-квартире Евросоюза переговоры о бюджете стали платформой для сближения Варшавы с Берлином и Парижем. Между Марцинкевичем и Ангелой Меркель установились хорошие рабочие отношения, в результате чего канцлер Германии выразила готовность к пожертвованию 100 миллионов евро, предназначавшихся для федеральных земель, в пользу пяти беднейших воеводств своего восточного соседа и одновременно самых экономически отсталых регионов ЕС. Параллельно, дебаты по евробюджету ознаменовались тесным польско-французским сотрудничеством, призванным убедить Великобританию увеличить фонды для новых членов ЕС. Фактически, то был первый случай совместного выступления Варшавы и Парижа с 2003 г., когда позиции обеих столиц резко разошлись по вопросу о действиях США в Ираке. Обсуждение бюджета ЕС завершилось и вовсе идиллической картиной – Марцинкевич, обнимающий Жака Ширака и называющий Ангелу Меркель своим "ангелом хранителем". На столь же мажорной ноте закончились и дебаты по VAT. После успешных переговоров с министром финансов Польши Зитой Гиловски, ее австрийский коллега Карл-Хайнц Грассер воскликнул "Это победа Европы!". Таким образом, Польша Марцинкевича и братьев Качински и на сей раз продемонстрировала свою "proeuropejskosc".
Что же до отношений с Великобританией, то они не пострадали в результате противостояния Варшавы позиции Лондона в ходе переговоров по евробюджету. Уже по их окончании, Казимеж Марцинкевич поспешил заверить англичан, что с точки зрения польского руководства, союз с Лондоном является историческим выбором стратегической важности и рассматривается Варшавой как интегральная часть ее тесных партнерских отношений с США в рамках Северо-Атлантического альянса. Помимо этого, польский премьер подчеркнул, что для его страны стратегическая важность Великобритании заключатся также в ее готовности принять у себя многие тысячи польских рабочих.
Наконец, говоря о поведении нынешнего польского правительства на европейской арене, невозможно не упомянуть его последней инициативы в области энергетической безопасности ЕС. Данная инициатива, впервые озвученная Марцинкевичем месяц назад, во время его двухдневного вояжа в столицы стран-членов так называемой "группы Вышеграда" - Прагу, Будапешт и Братиславу - предполагает диверсификацию энергетических потоков в страны ЕС – прежде всего, за счет поставок скандинавского природного газа. Несколько позже идея диверсификации энергопотоков была оглашена на международном экономическом форуме в швейцарском Давосе и, предполагается, что она станет основой совместной польско-венгерско-чешско-словацкой инициативы на ближайшем мартовском саммите ЕС. Каким бы ни было отношение к этой идее других членов ЕС, они не могут не признать того факта, что, выдвигая ее во имя безопасности Европейского союза, польское руководство полностью позиционирует себя как активного члена союза, ничего общего не имеющего с национализмом и изоляционизмом, в которых его обвиняли еще три месяца назад.